C XIV века на японских островах получил развитие стиль живописи, называемый «континентальным», так как являлся, по своей сути, прямым заимствованием живописных традиций Китая и Кореи.

Лишь в Х веке возникло живописное направление ямато-э, которое можно было назвать первым, по-настоящему японским, живописным стилем. Живописью ямато-э в основном покрывались сдвижные экраны (сёдзи) и ширмы. Несколько позже в Японии появился стиль эмакимоно, живописные произведения которого выполнялись на длинных свитках-полотнищах. Рисунки эмакимоно носили простой символический характер.

В XIV веке на смену эмакимоно приходит другой, появившийся в буддийских монастырях живописный стиль — суми-э. Суми-э — живопись тушью в стиле дзен — очень скоро выходит за стены монастырей и становится значимой частью культуры всего как религиозного, так и светского японского общества.

Несомненно, живопись, похожая на суми-э, существовала и в Китае задолго до появления ее в Японии. Китайский прототип суми-э возник в период правления династии Сун. Но лишь в Японии приобрело эстетическую утонченность и оформилось в то самобытное направление, которое мы часто называем живописью дзен.

Свое название направление суми-э получило от сочетания двух японских иероглифов: «суми» — тушь и «э» — живопись. По своей сути суми-э или, как его иногда называли, Суйбокуга являлась монохромной живописью тушью, похожей на акварель, на специальной бумаге Васи. Причем в суми-э используется только черная тушь и тушь серого цвета разнообразной гаммы, растворенная в воде. Кажущаяся примитивность суми-э обманчива. За простотой линий скрывается глубокий философский смысл. Мастер дзенской живописи не старается воспроизвести форму и внешний вид. Он, используя скупые штрихи, пытается выразить внутреннее существо объекта. Художник не копирует на бумаге предмет, а лишь отображает те его линии, которые необходимы для поставленной задачи.

Суми-э монохромна. В ней используется твердая черная китайская тушь (мумии) из древесного угля или сажи, которая растирается и разводится водой. Степень разбавления позволяет варьировать бесчисленное количество тональностей. Иногда допускалось включение цветного фрагмента, но он ограничивался небольшой линией или мазком, только усиливающим монохромный монолит произведения.

Суми-э по своей сути выходит за рамки живописи и превращается в некую духовную дисциплину, объединяющую мир духовный и мир физический. Произведения суми-э не отображают окружающий мир, а выплескивают его на бумагу в преломлении через душу художника. Но, как и в любой духовной традиции, дзенская живопись опирается на ряд канонических принципов.
Истинное искусство дзен должно сочетать в себе пять принципов: фурюу, ваби, саби, югэн и моно-но аварэ.428

Первый — фурюу (аналог китайского фэн-лю) — принцип утонченности духа художника, его хороших манер и образования, его эстетического мироощущения, и как следствие — возвышенности произведения.

Второй принцип — ваби — основывается на созерцании простой и чистой красоты, наслаждении покоем, отстраненным от мирских забот.

Принцип саби олицетворяет экзистенциальное одиночество человека, его «потерянность» среди холодного космического абсолюта. Это понятие трансформировалось из китайского саби, обозначающего смирение, покой, старость и зиму.

Югэн — четвертый принцип искусства дзен — часто называют Красотой Одинокой Печали. В Китае понятие юргэн служило символом непостижимого, скрытого от смысла и понимания объекта. Такого объекта, суть которого невозможно постичь ни интеллектуальным, ни умственным путем. В дзене югэн стал олицетворением элегантной, таинственной, но в то же время несколько мрачной, красоты, а также спокойной и одинокой эстетичности, разнообразия смыслов.

Пятый и последний принцип — моно-но аварэ — переводится как очарование вещей. Он служит призывом к эстетическому идеалу переживаний и чувствования красоты, скрытой в природе. Но не явной, «прямолинейной» красоты, а той эфемерной, скрытой, едва различимой… Этот принцип призывает к умению видеть ее везде: в плывущих облаках, дереве, птице, человеке.  Аварэ — буддийское понятие, обозначающее недолговечность жизни и материального начала, а также непостоянство, изменчивость и печаль жизни. Исходя из этого, пятый принцип учит находить зыбкую и неповторимую красоту в постоянно меняющемся мире, любоваться ей.

При большом разнообразии форматов и видов произведений в стиле суми-э существовали основные форматы и виды, которые являлись классическими:
  • Ёко-нага-эбан — картина особо широкого горизонтального формата;
  • Ёко-обан — вариант пейзажного формата обан (большой формат);
  • Ёко-тандзаку-бан — вариант пейзажного формата тандзаку-бан;
  • Ёко-хадзама-бан — горизонтальный хадзама-бан;
  • Какэмоно — живописный или каллиграфический свиток;
  • Нага-обан (длинный формат) — особо длинный обан (большой формат);
  • Обан — большой формат, приблизительно — 39,5 х 26,8 см;
  • Сикиси-бан — традиционный формат плотного картона, близкий к квадрату (различают два стандартизированных размера: большой и маленький. Большой — приблизительно 19,4 х 17 см);
  • Тандзаку-бан — так называемый печатный формат. Представляет собой вертикальные листы наподобие узких полос бумаги. Размер такого формата — приблизительно 44 х 7,6 см;
  • Тюбан — средний формат. Размер 29,3 х 19 см;
  • Утива-эбан — картины в виде круглых вееров;
  • Хасира-э — длинный и узкий формат из плотной бумаги. Размер — приблизительно 70 х 20 см;
  • Хадзама-бан — портретный формат. Размер — около 33 х 23 см;
  • Хособан — узкий формат. Размер — около 30-35,5×15,5 см.

 

Выбрав нужный формат бумаги, художник подготавливал все необходимые рисовальные принадлежности и раскладывал их так, чтобы они находились у него под рукой и ничто не отвлекало бы от процесса творчества.

Закончив с технической стороной, художник выпрямлялся и сосредотачивался на белом листе, очищая свой ум и медитируя на выбранном объекте. По преданиям, великие Мастера древности медитировали по нескольку дней, прежде чем взять в руки кисть и обмакнуть ее в тушь…

Медитация помогает достичь максимальной концентрации сознания и ощущения сути объекта, который хочет изобразить художник. Художник, поймавший этот момент, берет в руки кисть и спонтанными движениями, на едином дыхании переносит на бумагу образ своего сознания. Так рождается живописное произведение дзен — произведение, лишенное излишних деталей, но передающее синтез природы и суть вещей.

В живописи дзен не существует дуализма: противоречие между случайностью и человеческой волей отсутствует. Дисциплинарная спонтанность или спонтанная дисциплина — такими словам, пожалуй, можно выразить сущность суми-э.

полный текст статьи здесь